Воскресенье, 19.05.2024, 11:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Эзотерика, Магия, Колдовство...
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [52]

Главная » Статьи » Мои статьи

Таро. О КАРТАХ ТАРО.

Таро

О КАРТАХ ТАРО

     Больше всего человека манит неизвестное и непонятное. А что может быть более таинственным и загадочным, чем гадание? Где тайна - там и вопрос: откуда пришло? Что с этим делать? В том-то и штука - надо что-то делать. Во все времена карты, с одной стороны, притягивали к себе возможностью "приоткрыть завесу", а с другой - это пугало: как теперь поступить с тем, что перешло из категории неизвестности в четкую и понятную картину?
      Жизнь скучна и неинтересна, если не открывать в ней ничего нового, если не пытаться узнавать себя, не искать причин и не задавать вопросов. В этом могут помочь и карты Таро, как система познания себя и окружающего мира на основе толкования символов.
      О картах вообще, и картах Таро, в частности, говорится и пишется очень много. Но и через годы работы с ними их загадочность и глубина остаются теми же, что и при первом знакомстве. Если бы человек умел слышать свою душу, видеть и угадывать знаки, которые являются ответами на его вопросы, то карты не казались бы столь таинственными, а гадание не воспринималось бы, как некий мистический ритуал. Но так уж человек устроен, что на него больше всего действует все неизвестное. Каждый из нас отстоит на несколько мгновений от грядущего. Наши события нас же и поджидают. А знаки будущего - всегда в настоящем.
      Таро - это мудрость, это знания о прошлом и будущем, о настоящем, о законах бытия. Это инструмент самопознания и помощь каждому обратившемуся с его насущным вопросом.
      Карты Таро могут помочь не только сделать правильный выбор, но и изменить отношение к уже происходящим событиям. В жизни каждого из нас могут быть периоды "спадов и неудач", но одних это ломает, а другие становятся сильнее духом и продолжают свой путь. И тут Таро дает возможность увидеть, где внутренняя точка опоры в проживаемой ситуации, что из, казалось бы, важного отступает на второй план, а "ненужные" мелочи приобретают первостепенное значение.
      Карты Таро расширяют круг возможностей человека, выводя его за рамки двухвариантности: "ДА" или "НЕТ". В каждой карте именно тот оттенок информации, который соответствует только этому конкретному человеку с его неповторимым, причудливым оттенком судьбы. Ведь самый банальный вопрос возникает для человека в нужный момент впервые.
      Но карты Таро - не просто ответ на вопрос. С обращения к Таро начинается процесс узнавания себя, они дают нам знания о нас самих, а это - шаг в бесконечность.
      Шагнем?

                                            

                     *****

ТАРО И МЫ

      Народ любит загадки. Все непривычное, неведомое, таинственное, что показывают по телевизору, продают за деньги или рассказывают соседки, манит его чрезвычайно. То ли это от скуки русской жизни, то ли от недостатка собственной фантазии? Я заметил, что девять из десяти квартир, виденных мною в десяти разных городах бывшего Союза, выглядят одинаково. Не по планировке, нет (это-то само собой): по набору и расстановке предметов обихода. Чтобы было "как у всех". И лишь каждый десятый радует нетривиальным подходом к себе и к родным стенам. Дело тут не в деньгах: квартиры богачей тоже все на удивление однообразны.
      Живут, словом, и скучают. Ну, на подледный лов съездят, ну, в казино поиграют.
      И тут появляется гадалка. Или экстрасенс-целитель. Или "снимаю сглаз-порчу". Или еще круче: "навожу порчу"(!). Аналогичный случай - какой-нибудь очередной сэр Уильям Халфоат, бесплатно раздающий урезанные Библии и через переводчика учащий всех жить.
      И жить сразу становится интереснее.
      Почему? Что в них таинственного, в этих картах, пассах, амулетах и поучениях, а точнее, в людях, ими занимающихся?
      Да в общем-то ничего. Судьба их в девяносто процентах случаев похожа на судьбу политиков: ничему не научился, ни с чем не справился, семьи не удержал, но голова-то варит! Ищет пищи духовной! И руки чешутся. В американском случае, правда, наоборот: отличник учебы, бизнес налажен, жена любит, но сам в детстве упал с крыши или пережил аварию, цунами, вьетнамскую войну, после чего наступило просветление. А дальше - подучился кое-чему либо сам, по книжке, либо на курсах и понес разумное, доброе, вечное. Часто даже не ради денег, а от души, чтобы давать советы другим.
      Кто это сказал:"избави меня, Боже, от добрых советчиков, а от врагов я и сам избавлюсь?"
      Да ведь и спрос есть. Не только в России - и в Америке тоже девять десятых всегда предпочтут переложить на других ответственность за свои поступки.
      Ну так что с них и взять - как с тех, так и с этих? Одна пришла сделать порчу, другая сняла ее и все довольны. Что там произошло между ними на невидимом плане и что такое эта порча вообще, никого на самом деле не волнует. Тем более, что они лучше вас это знают: по телевизору ведь слышали, в книжке читали. Главное - "ответственная инстанция" приняла жалобу гражданки и, в отличие от инстанций государственных, немедленно ее удовлетворила.
      Это, так сказать, круговорот оккультных услуг на бытовом уровне. Полезен он или вреден, судить трудно: тут уж кому как повезет. Доброму желудку все в прок.
      Но есть другой уровень, гораздо менее очевидный. Рекламы о нем не встретишь, по телевизору таких людей не увидишь. Тем более, что их мало, всего процентов десять.
      Жизненный путь у таких людей, наоборот, обычно нетривиален, они успевают добиться в жизни многого. И по ходу дела убеждаются, что не все в мире так просто, как им казалось в детстве. А может быть, им так и никогда не казалось, а казалось другим.
      И они начинают искать причин и объяснений. Этап первых книжек и курсов они проходят довольно быстро, но результат это дает совсем иной: лишь тогда они начинают понимать, сколь много не знают и как много сил и времени нужно, чтобы приобрести хоть частицу Знания. Как это у Кроули? Люди пустые любят разглагольствовать о знаниях, которые сами по себе открыты всем; однако в них есть тайна, охраняемая лучше всех других тайн на земле, и охраняет ее тот простой факт, что для освоения даже маленькой частицы этих знаний человеку, призови он хоть весь свет на помощь, придется потратить целую жизнь.
      В этом процессе познания у человека постепенно меняется взгляд на себя и на мир. Открываются все более общие его законы, представления о нем очищаются от доминирующих на бытовом уровне - зависти (в первую очередь!), гордыни, алчности, - словом, смотри список семи смертных грехов и их производных.
      Это настоящие эзотерики, по старинному - маги. Сами они, кстати, никогда не скажут о себе так. "Я только учусь", - вот и все их слова.
      Отсюда ясно, что означает, если человек говорит о себе: "я - маг". Ясно, кстати, и что означает, если один маг пятнает свои уста бранью в адрес другого или не велит своей пастве ходить на его лекции. Настоящих эзотериков так мало и понимание мира у всех у них настолько схоже, что они не могут не уважать друг друга.
      А главное - не лезут с советами.
      Как же вступить на такой путь?
      Один ответ уже ясен: учиться, и учиться всю жизнь. Да и второй тоже: преодолевать искушение обмануть, обойти, урвать кусок побольше. Остается лишь выяснить, с чего начать.
      Тут часто роль играет случай: один начинает с астрологии, другой - с психологии, третий - с рейки. Начинать можно с чего угодно, важно не останавливаться на этом. Узнавать с каждым днем все больше и больше, в первую очередь о самом себе. Пытаться понять: кто я? Зачем я пришел в этот мир? Что я должен для него сделать?
      Хорошим средством для этого может послужить мантика, она же 
дивинация, или искусство гадания. Это тоже не такая простая вещь, как кажется на первый взгляд.
      Любая система гадания основывается на истолковании символов. Символы же - это не только материальные объекты и сюжеты, с ними связанные, которые вам и изложит любая гадалка. Это прежде всего инструмент работы с подсознанием, и инструмент очень тонкий. Им, конечно, можно, как микроскопом, забивать гвозди, отвечая на вопросы типа: любит - не любит, вернут долг или не вернут.
      Но гораздо важнее другая информация, которую эти символы тоже могут дать знающему человеку: почему это так, какие мотивы движут интересующим вас человеком, а главное - вами, раз у вас возник ваш вопрос. Как вообще могла какая-то ситуация вызвать у вас недоумение - ведь это ваша ситуация и корни ее следует искать внутри вас. Даже если вы спрашиваете о брате, сыне, внуке. И даже если думаете, что сами знаете, где собака зарыта.
      Таким образом, гадание - я имею в виду настоящее, грамотное и профессиональное гадание - помогает нам разобраться прежде всего в самих себе, узнать то, что часто бывает скрыто от человека (а еще чаще он сам это от себя скрывает): какова твоя главная проблема, где твоя личность не гармонична, какие препятствия ты сам себе ставишь? Из сознания это может быть вытеснено, но в подсознании-то остается.
      Да, многим не хочется (страшно) заглядывать в свое подсознание. Только спросите - и вам приведут тысячу отговорок. Правда, к счастью, обычно это происходит не оттого, что там действительно сидят "звери" психозов или необузданных инстинктов, а просто неприятно вот так взять и взглянуть на свои недостатки, увидеть их простым невооруженным глазом.
      Никто, конечно, никого и не заставляет. Только ведь это и есть Путь, на который вы хотели вступить, первый и главный шаг на этом пути. Можно привести, слегка перефразируя, слова Шем-Това: 
"сначала познай свои недостатки, чтобы преодолеть их; потом помогай другим преодолевать свои недостатки".
      После первого шага второй уже легче. Перестав бояться собственных проблем, человек начинает работать с ними и постепенно избавляется от них (конечно, это происходит не сразу). Он начинает развивать то лучшее, что было в нем, может быть, глубоко скрыто или подавлено, и жизнь его тоже начинает меняться. У него больше не возникает ситуаций, вызывающих недоумение, обиду или боль. Машину не угоняют, денег не крадут, даже кран в ванной больше не течет никогда - или по крайней мере до тех пор, пока он не сойдет с Пути, не допустит рецидива однажды преодоленных недостатков.
      А дольше - Путь бесконечен, только идти и идти ...
      Из всех систем гадания наиболее удобна и хорошо разработана система карт Таро.
      Во-первых, в ней достаточно много символов (целых 78), чтобы "увидеть" любую ситуацию в мельчайших подробностях. А подразделение карт на несколько групп (Старшие и Младшие Арканы, фигурные и простые карты и т.п.) позволяет задавать степень дифференциации или обобщения.
      Во-вторых, за пять веков существования Таро накопило множество методов, полезных и удобных при анализе почти любой ситуации: физическое, астральное, ментальное тело, или личность, группа, страна, или даже прошлые и будущие воплощения. Календарь на любой заданный период - само собой.
      В-третьих, профессиональное гадание (дивинация) уже само по себе есть медитация, то есть углубление в себя и, по каналу "невидимой связи", в того человека, на которого вы гадаете. Кроме того, известны методы чистой медитации на Таро (без гадательных целей), служащие для познания себя и мира.
      И наконец, есть то, что именуется "натуральной магией". Здесь магия понимается не в расхожем смысле слова (приворот-отворот), а как измененное состояние сознания, легко и прочно связанного с подсознанием.
      На самом деле любая наша работа основывается на таком сознании, то есть носит магический характер, будь то раскладывание карт, наложение рук или составление гороскопа. Однако маг должен как минимум твердо знать, что он делает. Что происходит, когда он выполняет ту или иную операцию, и каков будет результат. Иначе он может нанести вред себе и другим: только неосознанный вред опасен.
      Поэтому, как уже говорилось, нужно учиться. Весь Путь эзотерика - это учеба. С Таро хорошо начинать, да и на других этапах оно может принести много пользы, ведь и само Таро - неисчерпаемый источник знаний. Достаточно вспомнить, склько разновидностей его существует, а уж литературы и подавно.
      Но одной дисциплиной, даже такой обширной, как Таро, ограничиваться нельзя, если хочешь двигаться дальше. Таро тоже не всемогуще. Есть вопросы, на которые легче найти ответ в гороскопе, и проблемы, с которыми скорее поможет справиться рейки. И вообще, лучше знать больше, чем меньше, если хочешь стать настоящим эзотериком.
      Если хочешь жить не как все, а как человек.

                                                                             *****

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ТАРО АРТУРА УЭЙТА

      Ответить на вопрос "Что такое Таро?" не так просто, как кажется. Одной этой теме можно было бы посвятить целую книжку. Проще всего сказать, что Таро - это особый род карт, употребляемых для игр, гадания и медитации. (Кстати, вопреки расхожему мнению, "обычные" игральные карты не происходят от Таро. Исторические данные свидетельствуют о том, что дело обстоит как раз наоборот - в Италии XV века к игральным картам, пришедшим в Европу из арабского мира, кто-то решил добавить некоторое количество "козырей" - дополнительных карт, каждая с особой картинкой.) Но практически в каждой работе по Таро вы прочтете о том, что это не столько карты, сколько иероглифический кодекс, содержащая в себе ключ к древним эзотерическим знаниям. Я бы предложил такое обобщенное определение:
      
Таро - это, с одной стороны, целый комплекс человеческих практик, а с другой стороны - особый класс вещей, необходимых для этих практик.
      Эта формулировка, конечно, требует разъяснений. Под 
практиками я понимаю Таро как:
      1) 
игру (точнее, целое семейство карточных игр);
      2) 
прорицательную систему (точнее, целый класс прорицательных систем, в основном
         относящихся к категории 
гадания, то есть использующих генератор случайных чисел);
      3) 
символическую систему (опять-таки, корректнее будет сказать "класс систем"), кодирующую
         определенные философские, религиозные и т. д. идеи. 
[1]
      Какой из этих аспектов Таро первичен, пока остается невыясненным. Серьезные историки единодушно заявляют: первый, игровой. Оккультисты утверждают: третий, символический. Любопытно, что практически никто не считает, что карты Таро были созданы специально для гадания.
      Таро как 
вещь может быть колодой карт или просто набором рисунков в книге; согласно некоторым оккультным теориям, прообразом карт Таро были фрески в тайном древнеегипетском храме или золотые листы с гравировкой.
      Эта статья посвящена Таро как прорицательной и символической системе. Но я не случайно уточнил, что применительно к Таро можно говорить лишь о классах, или категориях, практик и лишь о достаточно обширном классе вещей. Не существует такой вещи, как "традиционная", "правильная" или "стандартная" колода Таро. Колод Таро очень много; между ними есть весьма существенные отличия, и какую из них считать "стандартной" - дело личного выбора. Точно так же не существует единой, "традиционной" или "стандартной" методики гадания на картах Таро. И не существует единой "правильной" символической системы Таро.
      Итак, здесь описывается лишь одна система Таро из многих - та, которую разработал английский оккультист Артур Эдвард Уэйт (1857-1942). Для этой системы Уэйт придумал свою собственную колоду карт Таро, которую под его руководством нарисовала профессиональная художница Памела Коулман-Смит (1878-1951). Впервые изданная в декабре 1909 г., лондонским издательством "Райдер", эта колода впоследствии получила название "Райдер-Уэйт-Смит" и стала самой популярной в мире. О причинах этого беспрецедентного успеха мы поговорим чуть позже.
      В начале 1910 года то же издательство выпустило и книгу Уэйта, в которой даются гадательные и символические значения карт и методика прорицания - то есть собственно уэйтовская система. Книга тоже стала очень популярной, многократно переиздавалась на всех основных языках, и для многих людей (особенно в Англии и США) Таро Уэйта - это, собственно, и есть Таро как таковое. Но, как мы уже отметили, Таро Уэйта - лишь одна система из многих, и для того, чтобы понять ее особенности, полезно хотя бы поверхностно познакомиться с другими колодами и системами оккультного Таро.
      "Оккультным Таро" принято называть те колоды, которые были созданы специально для гадания и (или) иллюстрирования тех или иных эзотерических учений - в противоположность колодам, созданным в первую очередь для карточных игр, и Таро как жанру художественной миниатюры. Слова оккультный и оккультизм вызывают негативную реакцию у многих людей, ассоциируясь с черной магией. На самом деле они происходят от латинского occultus ("тайный", "сокровенный") и с давних пор применяются к учениям о пока еще не познанных силах и явлениях Природы: к астрологии, нумерологии, алхимии, Каббале и т. п.
      Исследования историков свидетельствуют о том, что во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, "змеям и лестницам" и т. п. были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпровождения, выигрывания денег или простого соревнования интеллектов. По-видимому, создатели козырей Таро (а именно эти карты, впоследствии получившие название Старших, или Больших Арканов, и представляют главный интерес для оккультиста) тоже хотели привнести в карточную игру некоторые эзотерические идеи. О том, какие это были идеи и кто нарисовал первые козыри Таро в Италии, среди историков (то есть людей, исследующих старину при помощи строго научной методологии) пока еще нет единого мнения. Здесь мы будем говорить об идеях, заложенных в Таро, как они видятся оккультистам (то есть людям, в трактовке предметов и явлений опирающимся в значительной степени на предание и интуицию).
      И тут начать нужно, безусловно, с Антуана Кура де Жебелена (1728(?)-1784) и некоего "графа де М." (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле, 1727-1804), чьи эссе "Об игре в Таро" и "Исследование Таро" соответственно были опубликованы в восьмом томе (1781) капитального труда де Жебелена "Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным". Это первые сохранившиеся печатные работы, в которых говорится об оккультном содержании карт Таро.
      В частности, де Жебелен и де Меле первыми соотнесли 22 козыря с Таро с 22 буквами древнееврейского алфавита. Эта связь играет важнейшую, если не сказать центральную, роль во всех последующих оккультных системах Таро. Кроме того, де Жебелен первым опубликовал - в качестве иллюстраций к своему эссе - колоду Таро, "исправленную" по оккультным соображениям 
[2]. И де Жебелен, и де Меле обсуждали также гадательные применения Таро.
      Продолжил традицию оккультного Таро другой француз, Жан-Батист Альетт (1738-1791), более известный под "каббалистическим" псевдонимом Эттейлла. Он впервые в документированной истории:
      - написал книгу, целиком посвященную гаданию на Таро;
      - создал полную оккультную колоду (она была, с одной стороны, специально предназначена для
        гадания, а с другой стороны, должна была воспроизводить древнеегипетскую "Книгу Тота");
      - установил соответствия между картами Таро, днями Творения, астрологическими энергиями и
        Элементами мироздания.
      Начиная с де Жебелена, все оккультисты создавали "исправленное" или "восстановленное" Таро. Основой для "исправления" сначала служило марсельское Таро, а со временем "исправляться" стали колоды предыдущих поколений оккультистов. Забегая вперед, укажу для примера, что Таро Уэйта было "исправлением" колоды Освальда Вирта; в свою очередь, Уэйта "исправляли" и "дополняли" авторы, которых я перечислю позже.
      Эттейлла исправил марсельское Таро очень радикально: он перерисовал все карты, поменял их названия и, что самое главное, нумерацию козырей. Этого ему не могли простить последующие поколения оккультистов, считавшие марсельское Таро либо древнейшим, либо максимально близким к гипотетическому древнеегипетскому прообразу, но, во всяком случае, "традиционным". (И все потому, что когда-то ученому масону де Жебелену случайно попалась на глаза колода не Минкиате, не болонского Тароккино, не сицилийского Тарокко, а именно марсельского Таро.) Тем не менее, как показал текстологический анализ, проведенный недавно Джеймсом Риваком (США), около половины гадательных значений карт в книге того же Уэйта происходят от Эттейллы либо от его учеников. Кроме того, очковые карты Эттейллы заимствовали для своих собственных колод такие видные оккультисты, как Папюс и Дайтьянус (Эрнст Куртцан). Поэтому можно смело утверждать, что Эттейлла еще и:
      - заложил основы гадательных значений карт Таро;
      - внес вклад в иконографию оккультного Таро.
      Гадательно-символическая система Эттейллы существует и развивается по сей день и породила много интересных вариаций. Но сейчас нас интересует другая ветвь традиции, основателем которой был Альфонс Луи Констан (1810-1875), более известный как Элифас Леви Захед или просто Элифас Леви.
      В его системе эзотерической философии Таро впервые оказалось тесно связанным с Каббалой - да и практически со всеми другими ветвями Западной оккультной традиции, поскольку свои энциклопедические сочинения Леви любил делить на 22 главы, которым соответствовали буквы еврейского алфавита, а значит, и козыри Таро.
      Леви категорически отверг систему Эттейллы и взял за основу для своего "исправленного" Таро марсельскую колоду. Он объявил Таро ключом ко всем оккультным наукам и практикам и самым совершенным инструментом прорицания. Вот важнейшие для истории оккультного Таро нововведения, предложенные Леви:
      - он связал десять очковых карт каждой масти с десятью Сефирот каббалистического Древа Жизни,
        а четыре масти - с четырьмя Элементами и четырьмя буквами Тетраграмматона (Йод-Хе-Вау-Хе);
      - хотя о соответствии козырей Таро еврейским буквам говорилось еще в "Первобытном мире", Леви
        первым соотнес Фокусника (позднее названного Магом) с буквой алеф, Папессу (впоследствии ставшую Жрицей) - с буквой бет, и т. д. Дураку (ненумерованному козырю марсельского Таро) Леви приписал 21-ю букву, шин.
      Итак, Леви интегрировал Таро с Каббалой, и это была целостная система, которую продолжили развивать последователи Леви. Особенно большой вклад в нее внес доктор Папюс (Жерар Анкосс, 1865-1916). Он, в частности, в своей классической книге "Цыганское Таро" (1889) назначил козырям Таро астрологические атрибуты, воспользовавшись каббалистической книгой "Сефер Йецира", в которой буквы еврейского алфавита (уже соотнесенные Элифасом Леви с козырями Таро) сопоставляются с тремя стихиями, семью планетами и двенадцатью знаками Зодиака. Эта система, с отдельными вариациями, была вскоре принята оккультистами Германии, России и других стран, но, поскольку зародилась она во Франции, ее принято называть французской. Графически французскую систему впервые реализовал швейцарец Освальд Вирт (1860-1943). В 1889 году он издал колоду Таро из 22 козырей; эти же карты Вирта послужили иллюстрациями к "Цыганскому Таро".
      Каббалистические и астрологические атрибуты карт - это важнейший аспект Таро как оккультной системы (да и как гадательной тоже, потому что эти соответствия не могут не влиять на значения карт в раскладах). Французская система Леви-Папюса, при всей ее жизнеспособности и влиятельности, не лишена недостатков. Особенно странным и нелогичным выглядит размещение Дурака в последовательности козырей (Старших Арканов) между Судом и Миром. С одной стороны, если Дурак соответствует 21-й букве шин, он, по идее, и должен стоять между 20-й буквой реш (Суд) и 22-й буквой тау (Мир). Но, с другой стороны, в дооккультных колодах он либо вообще не имел номера, либо имел номер ноль, либо (в бельгийском Таро) нумеровался XXII, замыкая последовательность козырей. Во всех вариантах Таро как карточной игры Дурак - особая карта, которая подчиняется особым правилам (вроде джокера в других играх). Если верить в то, что создатели игры в Таро передали нам некое зашифрованное эзотерическое послание, на обособленность Дурака обязательно надо обратить внимание. Если ставить козыри Таро в соответствие буквам еврейского алфавита, логичнее предположить, что Дурак должен либо открывать последовательность, либо завершать ее. То есть соответствовать либо букве алеф (1), либо букве тау (22).
      Оба этих варианта были реализованы после смерти Леви, что привело в конечном счете к созданию еще двух систем оккультного Таро.
      Прародителем первой из них был еще один француз и ученик Леви, Жан-Батист Питуа (1811-1877), более известный под литературным псевдонимом Поль Кристиан. В его оккультных сочинениях "Красный человек из Тюильри" (1863) и "История магии" (1870), в частности, описывается особая сложная система астрологии. В эту систему вплетаются нумерология, Таро и особый "алфавит магов", или "египетский иератический алфавит" (в принципе, это те же 22 еврейские буквы, только пишущиеся и называющиеся несколько иначе). Описывая Арканы Таро (кстати, именно Кристиан впервые назвал картины Таро "Арканами"), он следует порядку Леви (Крокодил, кристиановский аналог Дурака, имеет номер 0, но стоит между Арканами 20 и 21).
      В 1888 году Эли Стар (он же Эжен Жакоб) издал книгу "Мистерии гороскопа", в которой описывается кристиановская версия астрологии и Таро. Эли Стар ввел разделение Арканов на Старшие (козыри) и Младшие (мастевые карты), но главное - он изменил нумерацию Крокодила (Дурака), поставив его на более уместное 22-е место.
      В 1896 году (события все еще разворачиваются во Франции) вышла книга Р. Фальконнье "Двадцать два герметических листа прорицательного Таро". Она была снабжена иллюстрациями Мориса-Отто Вегенера, как утверждал подзаголовок книги, "точно воссозданными по священным текстам в соответствии с традицией Магов древнего Египта". Вряд ли иллюстрации Вегенера специально создавались к этой книге, и вот почему. Фальконнье ввел свою собственную номенклатуру и нумерацию "листов" Таро. На картах Вегенера нет ни подписей, ни номеров, зато есть буквы того самого магического алфавита, который приводит в своих книгах Кристиан. Но если расположить карты по порядку букв, мы получим не нумерацию Фальконнье и даже не нумерацию Леви-Кристиана, а именно нумерацию Эли Стара (иначе говоря, карте с крокодилом и дураком соответствует 22-я, и последняя, буква алфавита).
      Система оккультного Таро, в которой дизайн и названия карт происходят от Кристиана, а нумерация - от Стара, получила некоторое развитие в Германии, но расцвела по другую сторону Атлантики. В 1901г. в Чикаго вышла книга Эдгара де Валькур-Вермона (писавшего под псевдонимом "Граф К. де Сен-Жермен"), в которой, в сущности, пересказывалась астрологическая система Кристиана-Стара. В 1936 году Элберт Бенджамин (известный более как К. К. Заин, 1882-1951) издал книгу "Священное Таро". Это шестой том из его энциклопедии герметических наук в 21 книге. Труды Заина и его собственная версия Египетского Таро породили несколько новых ветвей этой традиции в США и странах Латинской Америки. Систему Леви-Папюса называют французской. Отпочковавшуюся от нее систему Кристиана-Заина я бы назвал американской.
      Теперь мы переходим к английской системе, ибо Артур Эдвард Уэйт является ярким представителем именно этой школы Таро. Она тоже отпочковалась от французской системы, оформилась же в недрах знаменитого британского Герметического Ордена Золотой Зари, основанного в 1888 году.
      Для широкой публики название этого ордена ассоциируется в основном с многочисленными скандалами, расколами и судебными тяжбами, которые устраивали входившие в него знаменитости. Тем не менее, "Золотая Заря" сыграла важную роль в оккультном ренессансе начала ХХ века, породив огромное количество дочерних школ, орденов и оккультных систем. Основные ритуалы и теоретические документы Ордена составил Самьюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854-1918); он же разработал систему Таро "Золотой Зари".
      В 1888 году Матерс издал небольшую книжку "Таро: краткий трактат по чтению карт", в которой описывает колоду марсельского типа и приводит французские (т. е. согласно Леви) соответствия козырей еврейским буквам. Но уже в то время он работал над совершенно новой системой. В конце концов его новое, английское Таро было описано в так называемой "Книге Т", предназначенной только для членов Ордена. Супруга Матерса нарисовала соответствующую новым требованиям колоду. Ученики должны были собственноручно копировать ее и хранить копию исключительно для личного пользования. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Со временем были опубликованы как "Книга Т", так и само Таро "Золотой Зари". Английская система перестала быть тайной, но это лишь способствовало ее распространению.
      Матерс, как и его предшественники, "исправил" колоду Таро. Он радикально изменил иконографию нескольких карт, назначил козырю Сила номер VIII, а Справедливости - номер XI (во французской школе и старом марсельском Таро было наоборот). Дурака он поставил не в конце последовательности козырей, а в начале. Таким образом, Дураку стала соответствовать не буква шин, как во французской системе, и не тау, как в американской, а алеф! Кроме того, Матерс изменил общий порядок карт в колоде: в начале идут тузы, потом фигурные карты, потом очковые (в сложной астрологической последовательности); соответственно, козыри не начинают, а завершают колоду.
      Перестановки карт позволили назначить козырям более уместные, с точки зрения Матерса, астрологические и каббалистические соответствия. Действительно, оккультной системе "Золотой Зари" нельзя отказать в целостности и продуманности деталей. Но от совершенства она была все-таки далека, иначе не находилось бы такое количество желающих ее реформировать.
      Две самых популярных в ХХ веке колоды Таро были созданы оккультистами, которые на каком-то этапе были видными членами "Золотой Зари". Речь идет, конечно, об Артуре Эдварде Уэйте и Алистере Кроули (1875-1947). С системой Кроули читатель может познакомиться, обратившись к его "Книге Тота", изданной в моем переводе. А мы наконец займемся непосредственно Уэйтом.
      Уэйт был чрезвычайно эрудированным оккультистом и человеком разносторонних интересов. Начав свою карьеру католиком, он последовательно увлекался спиритизмом, теософией, учением Элифаса Леви, розенкрейцерством, мартинизмом, эзотерическим масонством...
      Он перевел и написал десятки серьезных книг, но прославился в первую очередь как автор самой знаменитой и продаваемой колоды Таро. В Герметический Орден Золотой Зари Уэйт, увлеченно коллекционировавший разные оккультные посвящения и степени, вступил в 1891 году; вскоре ушел из него, затем вернулся. В 1904 году, во время очередного кризиса Ордена, Уэйт создал собственную группу....






Регистрация

Категория: Мои статьи | Добавил: XXXFreedom (19.10.2009)
Просмотров: 2354 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Облако Тегов

Реклама Интернета

Посетители
Locations of visitors to this page

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz